Поиск по сайту:

Для чего необходимо оценивать бизнес

Оценка бизнеса – трудоемкий и непростой процесс, в котором компания рассматривается в качестве имущественного комплекса, приносящего его владельцу прибыль. Реальную оценку бизнеса определяют на основании комплексного анализа, проводимого в несколько этапов.
 
Прежде всего оценщики определяют стоимость активов, включая материальные (оборудование, машины, недвижимость, складские запасы), нематериальные и финансовые вложения.
 
Отдельно оценивают степень эффективности работы компании, все ее доходы ( прошлом, настоящем и будущем), конкурентную среду на данном рынке и перспективы развития. После чего, путем сравнительного анализа (по всем показателям) оцениваемой компании и конкурентных компаний-аналогов определяют действительную оценку стоимости бизнеса. Ее фактически можно считать объективным показателем эффективности функционирования бизнеса.
 
Бизнес, как предмет оценки, сложен и, можно сказать, уникален. Необходимость в оценке бизнеса возникает при любой транформации. К примеру, 
  • купля-продажа компании – рыночную цену компании определяет в этом случае взаимодействие цены спроса (степень полезности компании для покупателя) и цены предложения (объем затрат продавца на воспроизводство аналогичной компании);
  • слияние и поглощение компаний – при слиянии действует тот же механизм спроса и предложения, при поглощении – цена является итогом конкурентной борьбы;
  • страхование – в этом случае с помощью стоимости замещения и восстановительной стоимости определяют страховую стоимость компании, то есть размер выплат согласно страховому договору ( наступление страхового случая).
Среди самых характерных случаев, когда встает вопрос оценки бизнеса следует также указать: банкротство, купля-продажа акций, инвестиции в развитие бизнеса.
 
Принципиальным является тот факт, что определяя качественную рыночную оценку предприятия, как частного случая бизнеса, наряду с учетом затрат, которые связаны с производством товара, обязательно принимается во внимание его экономическое положение, имидж на рынке, риски, фактор времени и уровень конкуренции.
 
Оценка бизнеса также используется, чтобы определить эффективность управленческих решений. В этом случае в качестве основного критерия при их выборе зачастую выступает возможность повышения стоимости бизнеса.